Лекция игумена Митрофана (Шкурина) на семинаре для руководителей и специалистов епархиальных отделов религиозного образования и катехизации

IMG_3192
 

 

 

4 июня 2018 года заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) выступил на семинаре для руководителей и специалистов епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и  Мефодия.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже не первый раз мы встречаемся на курсах. Подобного рода встречи, совещания, посвященные образовательной проблематике, проходят в рамках Международных Рождественских чтений, на базе Общецерковной аспирантуры – одна из важных необходимых составляющих нашей совместной работы. Тема воспитания, приобщения учащихся к традиционным религиозным, нравственным ценностям во многом является определяющей в контексте общественного церковно-государственного диалога.

Прежде всего позвольте сказать несколько слов о принципах и перспективах нашей совместной работы. Система православного образования – это органическая часть общероссийской системы образования. Светское и православное образование – это сообщающиеся сосуды.

Изменения в государственной системе образования приводят к неминуемым последствиям в нашей сфере. В то же время нельзя недооценивать православный компонент, который имеет существенное влияние на основные тенденции в современном российском образовании. Здесь именно идет речь о малой закваске, изменяющей, преображающей вещество.

Присутствие священника в школе, студенческой аудитории, на курсах повышения квалификации уже само по себе является свидетельством, требует соответствующих мер.

Наша позиция должна быть глубоко отрефлексирована, четко сформулирована, обоснована в аксиологическом и в гносеологическом полях. Церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие – это не просто хорошая организация встреч, конференций, не только процессуальная, но и содержательная, качественная составляющая.

Практически во всех епархиях есть для этого необходимые предпосылки: специалисты, опыт, традиции, многолетние связи и самобытные методические наработки. Встреча представителей Церкви с педагогическим сообществом, которая «случилась» и продолжается.

Важно сказать несколько слов о приоритетах. Патриотизм, гражданская порядочность, добросовестность, законопослушание, безусловно, важные составляющие воспитательного процесса, но и они повисают в воздухе без религиозной основы, без того ключевого основания, о котором свидетельствует Церковь. Исходное понятие здесь – духовность. Отсюда и широко употребляемый в настоящее время термин «духовно-нравственное воспитание», а также востребованность Православия в контексте образования.

Однако при всем интуитивно понимаемом первостепенном значении духовности в церковной среде необходимо помнить и о специфике педагогической аудитории, не приносить в образование формат проповеди. И, с другой стороны, упрощая и приспосабливая богословскую терминологию к условиям школьного урока, не допускать профанации и вульгаризации смыслов, подмены содержания религиозного образования. К сожалению, именно это часто происходит в контексте «духовно-нравственное – патриотическое воспитание».

Наше обращение, «message», – рассказ о традиционной православной духовности. У нас есть немало священников, умеющих разговаривать, вести образовательный диалог. Если хотите – это язык миссии среди учителей как особой социальной группы, ответственной за будущее, за детей.

Среди факторов сложности назвал бы лишь некоторые: атеистическое наследие в научных, педагогических, административных кругах; широкий спектр культурного, конфессионального многообразия России; зависимость отечественной школы от навязанных ей извне шаблонов, а также попытки реконструировать некую идеальную школу прошлого.

Подобными трудностями, в частности, обусловлено отсутствие полноценного преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах России, недостаточное финансирование православных гимназий, сложности с реализацией духовно-нравственного компонента в дошкольных образовательных организациях и ряд других не менее важных проблем.

Благодаря многолетним совместным усилиям сотрудников Синодального и епархиальных отделов, представителей православной педагогической общественности в настоящее время есть конкретные механизмы, практические наработки, алгоритмы решения проблем в сфере православного образования. Прежде всего ОПК – это повод для предметной встречи и профессионального педагогического разговора Церкви и государства в образовательном поле.

Поэтому нам самим нужно многому учиться, чтобы даже в отсутствие активной государственной поддержки образовательных инициатив Церкви православная культура была неотъемлемой частью школьной программы, а представители Церкви в школах, институтах повышения квалификации, вузах – нормальным и желанным явлением.

За прошедшие годы положительно зарекомендовал себя опыт ряда епархий, касающийся введения в школах новых штатных единиц – помощников директора по духовно-нравственному образованию. Эта должность вводится по согласованию с руководством органа управления образования региона. При успехе данного мероприятия оно в дальнейшем существенно облегчит взаимодействие со школьной системой образования по линии «приход – школа».

Следующий важный вопрос – консультативная и методическая поддержка учителей. Руководством системы образования региона могут быть организованы областной и районные методические центры, объединения учителей по духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников. Епархия, со своей стороны, призвана принять активное участие в работе этих центров.

Кроме этого, непосредственно при епархии (на базе семинарии, православной гимназии, духовного училища или ЕОРОиК) должен функционировать свой консультационный методический центр как место встречи и обмена опытом, аккумуляции лучших методических разработок православных педагогов.

Сегодня 72-часовые курсы повышения квалификации с участием наших специалистов – это практически повсеместная практика, во многих регионах на базе государственных образовательных организаций проводятся углубленные, специализированные курсы для учителей по различным аспектам Православия.

Оптимальная система церковно-государственного взаимодействия предполагает сотрудничество на трех уровнях – регион/район/населенный пункт, соответственно, епархия/благочиние/приход. По возможности за каждым храмом должен быть закреплен ряд школ с тем, чтобы священнослужители или по их поручению прихожане храма посещали родительские собрания и встречались с педагогами, выстраивали долгосрочные отношения.

В том случае, если в епархии ведет работу то или иное родительское объединение (например, филиал общества «Всероссийское родительское собрание»), необходимо принять меры по улучшению взаимодействия с данной организацией с тем, чтобы епархия могла рассчитывать на поддержку родительского объединения.

Важным шагом в решении вопроса эффективного взаимодействия епархии с родительским сообществом является создание приходских родительских объединений для родителей, имеющих детей школьного возраста. Родители, в отличие от священнослужителей епархии, имеют доступ в школы и при условии надлежащей подготовки могут весьма эффективно отстаивать интересы церковной общины. В идеале – если они смогут войти в управляющие советы школ, как это было сделано в Томской епархии.

Для эффективного взаимодействия со светской системой образования региона епархии было бы полезно на уровне благочиний ввести должность помощника благочинного по религиозному образованию. Он должен лично знать всех директоров школ, выступать помощником в организации сотрудничества школ и приходов с тем, чтобы на территории благочиния не было ни одной школы, с которой не установлено взаимодействие конкретного прихода, способствовать разрешению проблемных и конфликтных ситуаций.

С прошлого учебного года наряду с изучением ОПК в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на основной ступени общего образования, как вы знаете, появилась новая предметная область – «Основы духовно-нравственных культур народов России» (ОДНКНР) – логическое продолжение ОРКСЭ.

Пока эта предметная область не включена в обязательную часть учебного плана, т.е. содержание, ее наполнение определяется на уровне школы, общеобразовательной организации. Согласно методическому письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации…»

Сегодня преподавание православной культуры в рамках этой предметной области возможно как в урочной форме (в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений), так и в формате внеурочных занятий.

Наличие в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предметной области ОДНКНР – важный стимул поступательного развития конструктивных, долгосрочных церковно-государственных отношений в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Для нас это ключевое, связующее звено между дошкольным воспитанием и высшим профессиональным образованием: теологией, профильной подготовкой педагогов по православной культуре.

Главный принцип, призванный гарантировать качество складывающейся системы непрерывного православного образования, – обеспечение его содержания непосредственным участием Русской Православной Церкви на всех этапах реализации. На наш взгляд, есть несколько необходимых важных составляющих этого процесса:

  1. Подготовка квалифицированных педагогов и их воцерковление. Подчеркиваю – не переподготовка или повышение квалификации учителей-предметников, а именно целевая подготовка учителя для преподавания ОПК, предметов православного компонента. Наша позиция по этому вопросу была сформулирована еще на этапе апробации курса ОРКСЭ в 2009 г.: педагог должен преподавать только одну религиозную культуру, так сказать, специализироваться и совершенствоваться в одном направлении. Это не исключает возможности параллельной подготовки по неконфессиональным модулям – Основам мировых религиозных культур и Основам светской этики.
  2. Разработка и внесение в Федеральный перечень учебников по предметам православного компонента, прежде всего по ОПВ, ОПК (новых и уже существующих), для обеспечения полноценного образовательного процесса православных школ, преподавания ОПК на всех ступенях общего образования.
  3. Создание в регионах инновационных площадок по развитию православного образования на базе православных школ, центров духовно-нравственного воспитания, общеобразовательных школ с углубленным изучением православной культуры.

Подытоживая вышесказанное, можно обозначить следующие ключевые моменты: церковная образовательная деятельность должна осуществляться на началах церковно-государственного и церковно-общественного партнерства, где Церковь выступает гарантом аутентичности связанных с Православием мировоззренческой, предметной (профессиональной) и воспитательной составляющих национальной системы образования. Именно такое широкое сотрудничество Церкви, общества и государства создает почву для воспитания полноценной личности, обеспечения духовного процветания нашего Отечества.

(Москва, Общецерковная аспирантура и докторантура, 4 июня 2018)

Сообщение Лекция игумена Митрофана (Шкурина) на семинаре для руководителей и специалистов епархиальных отделов религиозного образования и катехизации появились сначала на Православное образование.

Читать полностью